Если вам знакомо ощущение, что вы непродуктивны, мало работаете и медленно учитесь, то добро пожаловать в клуб. Избыток информации и быстрое развитие технологий неслабо бьют по самооценке и внутренним ресурсам.

Мозг — главный инструмент программистов, веб-мастеров, оптимизаторов и коллег из смежных сфер. Мы гонимся за продуктивностью и пытаемся заставить себя быть еще эффективнее: устанавливаем тайм-трекеры, отслеживаем задачи, ограничиваем соцсети, расписываем дни по часам. Возможно, мы подходим не с той стороны, и нужно не повышать эффективность, а восстанавливать ее упадок?

Почитать по теме:
Как вести рабочий ежедневник эффективно — метод Bullet journal на русском

На недавней конференции YaTalks Вадим Макишвили рассказал о том, как работает мозг и какие физиологические процессы рулят нашей концентрацией. PR-CY.ru посмотрели лекцию и решили поделиться с читателями статьей на основе конспекта доклада. 

Конспект одобрен автором. Если у вас есть замечания к фактической части материала, напишите их в комментарии.

В статье:

  1. Мозг — инструмент, к которому есть документация

  2. Как работает наш мозг

  3. Как мы мешаем себе быть эффективным

Вадим Макишвили

Врач по образованию и автор книги «Большая книга манипуляций. Изучаем секреты управления сознанием», автор известного доклада под названием «36». Занимается веб-разработкой с 1996 года, поэтому знает, с какими проблемами сталкиваются программисты.

Мозг — инструмент, к которому есть документация

Что нужно изучать, чтобы стать разработчиком? Раньше можно было ответить «Учи HTML, CSS и JavaScript», но сейчас этого недостаточно, нужна фулл-стек разработка и постоянное освоение новых технологий. Из-за этого легко оказаться в эмоциональных качелях: то хвалим себя, потому что все успели, то просиживаем над задачей весь день и считаем себя бездарями.

Многие ищут способы повысить эффективность: изучают техники тайм-менеджмента, ставят планировщики и напоминалки, софт для работы в команде и другие программы для контроля занятости, чтобы успевать больше.

Перед использованием любого инструмента стоит понять, как он работает, чтобы не забивать гвозди микроскопом. Если программист хочет взять какую-то библиотеку, он почитает документацию и поймет, как с ней взаимодействовать. Эффективность работы программиста зависит от работы его мозга, но кто даст документацию к этому инструменту? Возможно, мы просто неправильно используем свой мозг и не слышим сигналов от организма, поэтому наша эффективность нуждается в восстановлении.

На самом деле документация к мозгу уже есть, она изложена в учебниках медицинских вузов по нейробиологии — принципы давно описаны и уточняются новыми фактами. Разберемся, как работает мозг, чтобы понять, что делать с нашей эффективностью.

Как работает наш мозг

Понятным языком о физиологии, нейрофизиологии и о том, как это влияет на выполнение рабочих задач.

Физиология

Разберемся в теме эффективности работы мозга и начнем с принципов функционирования нашего организма.

Важна концентрация веществ

Любой живой организм может комфортно функционировать в узких диапазонах концентрации потребляемых веществ. То есть плохо, когда чего-то недостаточно, но и избыток не лучше.

Мало — плохо 

Клетки нашего тела потребляют кислород, а самый главный потребитель кислорода — мозг, ему нужно 25% кислорода, который мы вдохнули. То есть когда у нас в офисе душно, это вопрос не просто дискомфорта, это вопрос эффективности интеллектуальной деятельности.

Много — тоже плохо

Избыток питательных веществ тоже приводит к расстройству жизнедеятельности. Пример: мёд полезный и вкусный, но если один из слушателей лекции на протяжении всего доклада будет наворачивать мёд большой ложкой, к перерыву у него начнутся судороги, и он довольно быстро попадет в кому.

Почему так происходит

За 2,5 млн лет существования человека как вида практически не было времени, когда бы мы жили в эпоху пищевого изобилия. Всегда был голод, механизмы игнорирования излишков в организме до этого времени развивать было особо не нужно. Поэтому большинство избыточных веществ организм встраивает в химические реакции, которые протекают в нашем теле, а не игнорирует и выводит.

Информации это тоже касается

Каждое существо постоянно анализирует звуки, запахи и образы из окружающей среды. Такие сигналы — это информация, и для нее справедлив этот же принцип: недостаток или избыток мешает комфортному существованию.

Мало — опасно

Когда мало информации о том, что происходит вокруг, существо в природе быстро погибает. Люди живут не в дикой природе, но шансы погибнуть, не получив сигнал об опасности, тоже велики: опасно слушать громкую музыку в наушниках и переходить дорогу, не смотря по сторонам.

Много — плохо

Почему много информации — плохо? Казалось бы, можно взять от поступающей информации какие-то нужные факты, а остальное проигнорировать.

С этим не согласны нейрофизиологи. Люди реагируют на поступающие сигналы, а изобилие информации снижает интеллектуальные функции: рассеивает внимание, делает мышление поверхностным и увеличивает количество ошибок. Эволюционные психологи считают также: эпоха информационного изобилия началась не так давно, так что механизмы игнорирования лишней информации не развиты.

Теперь разберем, как в таких условиях работает наш мозг.

Нейрофизиология

Мозг изучать сложно, так что долго ученые могли только догадываться, что происходит в нашей черепной коробке. Около 150 лет назад русский ученый-физиолог Иван Михайлович Сеченов опубликовал работу «Рефлексы головного мозга»: суть в том, что за всей нашей деятельностью стоит материальный субстрат — рефлексус, все действия — это реакция на стимул, который возник снаружи или внутри организма.

Дальше ученые сформулировали принципы координирования рефлекторной деятельности, которые справедливы и сейчас. А 80 лет назад Петр Кузьмич Анохин написал работу «Теория функциональных систем», о которой поговорим подробнее.

Функциональные системы

Представим, что человека укололи иголкой. У него активизировалось несколько центров: он почувствовал укол — включился нервный центр боли, испытал удивление или страх — сработали нейроны центра эмоционального состояния, запомнил ситуацию — нейроны в гиппокампе, связал причину со следствием — центр, который отвечает за анализ образов. Для простой задачи сработали разные группы нейронов, они составляют функциональную систему.

Функциональные системы — группы нейронов, которые объединяются для выполнения конкретной задачи.

Для выполнения интеллектуальной деятельности тоже работают такие сети.

Представим зал, в котором проходит лекция. Спикер читает доклад, у него активна одна группа нейронов, у спикера из другого зала будет активна такая же. У зрителей, которые слушают лекцию, активна другая группа. А у людей, которые созерцают закат и ни о чем особенном не думают, активна третья, отличная от предыдущих двух.

Эти функциональные сети нейронов называют по-разному: «быстрый» и «медленный мозг», «думающий», «рефлексирующий» и «архивирующий мозг», но вообще есть принятые научные названия:

  • «salience network» — сеть выявления значимости, активируется, когда мы потребляем информацию и пытаемся определить, насколько она нам нужна;
  • «central executive network» — центральная исполнительская сеть, активизируется, когда мы создаем информацию, реализуем какое-то решение, которое сами придумали;
  • «default mode network» — сеть пассивного режима мозга, когда кажется, что человек ничего не делает и ни о чем особенном не размышляет.

Все три задействованы в интеллектуальной деятельности, но остановимся на первых двух сетях. Нужно разобрать несколько принципов функционирования сетей, чтобы понять, как устроена наша интеллектуальная деятельность во время выполнения рабочих задач.

Реципрокность

Упрощенно говоря, первая сеть активна, когда мы смотрим Фейсбук, читаем письмо, изучаем чужой пул-реквест и активно потребляем информацию. Вторая активна, когда реализуем решение написать программу, пишем в пул-реквесте замечание, сочиняем письмо начальнику — воплощаем свои идеи и что-то создаем.

А как работают сети, когда мы одновременно и потребляем информацию, и создаем? Например, читаем и комментируем пул-реквест, слушаем начальника и выдвигаем предложения, изучаем результаты анализа сайта и составляем список задач программисту. Они могут активизироваться одновременно?

Сети работают по принципу реципрокности. Принцип работает для многих органов и означает, что ткань может делать что-то одно или другое и никогда все это вместе.

Для нервной ткани принцип также справедлив: может функционировать или одна сеть, или другая, и никогда обе сразу. При активации одной сети другая получает тормозящий импульс, на который тратится какое-то количество времени и ресурсов.

Доминантность

Второй принцип — доминантность. Когда активируется одна функциональная сеть, она стремится доминировать над всем остальными сетями.

Представим, что ночью выпало много снега. С утра кто-то пошел на работу и протоптал дорожку, за ним пошел второй, и еще несколько. Так образовалась тропинка, по которой проще идти, чем вытаптывать свой путь. Также и с сетями: если уже есть цепочка нейронов, активно взаимодействующих друг с другом, любое возбуждение из других групп стекается к этим нейронам и подпитывает работу этой функциональной сети.

Как это влияет на работу:

Способность укреплять связи между нейронами лежит в основе пластичности нашего головного мозга. На протяжении всей жизни связи между клетками мозга создаются и реорганизуются.

Например, сотрудник находится в отпуске и не нагружается рабочими задачами, ничего не пишет и не создает — смотрит сериалы, валяется на солнышке, любуется закатом и читает много художественных книг. В это время в мозге физически укрепляются связи между нейронами, работает сеть выявления значимости. Когда он через месяц вернется на свою работу программистом, пару дней ему будет очень тяжело начать писать код. Он будет отвлекаться на почту, читать соцсети, продолжать потреблять информацию, потому что мозг настроился на этот вид деятельности.

Для этого даже не нужен месяц: если вы посмотрели пять серий «Игры престолов» подряд, то единственное, что вы сможете сделать после этого — посмотреть шестую.

Как они работают вместе

Итак, для того, чтобы человек потреблял информацию, у него активизируется сеть выявления значимости — «salience network». Чтобы он что-то сделал, активируется центральная исполнительская сеть — «central executive network». Они работают реципрокно — или одна или другая и никак не вместе. Когда сотрудник ведет диалог, изучает и комментирует чей-то пул-реквест, у него происходит очень быстрая смена сетей, которую он не замечает, но ресурсы организма активно тратятся.

Когда он долго находится в состоянии активности одной сети, в его головном мозге физически укрепляются нейронные связи именно для этого вида деятельности, что приводит к доминированию этой сети.

Как мы мешаем себе быть эффективными

В современной эпохе информации очень много, и если человек потребляет ее бесконтрольно, он долго находится в состоянии активности одной сети — сети выявления значимости. А в ней он может только потреблять и оценивать важность информации, но не может ничего сделать сам.

И вот мы подошли к теме неэффективности работы. Почему эффективность стоит восстанавливать, а не повышать?

В 1978 году ученый Герберт Саймон получил Нобелевскую премию за создание научных основ управленческого поведения и принятия решений в больших организациях. Он сказал:

«В мире, где главным ограниченным ресурсом является внимание, информация может быть дорогостоящим предметом роскоши, так как она способна переключать наше внимание с важного на несущественное». Источник

На работе мы сталкиваемся с отвлекающими уведомлениями и информацией разной степени важности: оповещениями соцсетей, письмами на личной почте, рассылками, уведомлениями о рабочих процессах. Какие сигналы могут рассеивать внимание с важного на несущественное на вашей работе? Обычно это шум, множество уведомлений и параллельное чтение или слушание какой-то информации.

«Страх и ненависть в опенспейсе»

В больших офисах работают много людей, они переговариваются, печатают, щелкают мышью, запускают принтеры — словом, шумят. Многие считают, что могут абстрагироваться от офисного шума, но на самом деле мы просто не замечаем, как шум нам мешает.

В 2000 году двое ученых из Корнуэллского университета США опубликовали статью «Стресс и шум и опенспейсе». Они провели эксперимент: 40 офисных сотрудниц разделили на две группы и дали им одинаковые задания. В одной комнате было тихо, в другой включили звуки обычного офиса — щелчки клавиатуры, жужжание техники, звуки принтера, отдаленные разговоры и так далее. Испытуемые делали задания три часа, спустя это время экспериментаторы взяли кровь у участниц и исследовали уровни гормонов — адреналина, норадреналина и других.

Оказалось, что у испытуемых, кто работал при шуме, уровень этих гормонов был существенно выше, чем у группы из тихого офиса. Больше всего повысился адреналин и норадреналин: адреналин связан со страхом, а норадреналин с ненавистью. Статью про эксперимент вполне можно было переименовать на «Страх и ненависть в офисе».

При этом женщины, которым включали фоновые звуки, на вопрос о шуме ответили, что даже не замечали его. Но организм все заметил и выбросил в кровь сигнальные белковые молекулы, которые меняют систему тела и готовят нас к борьбе или к бегству.

Реакция состоит из двух фаз: мы прекращаем деятельность и оборачиваемся на источник сигнала, поэтому шум в офисе — вопрос не комфорта, а продуктивности работы. Если сотрудник вдумчиво писал код, и у него была задействована центральная исполнительская сеть, она будет тормозиться, потому что он начнет отвлекаться и прислушиваться к источнику раздражителя. И чем больше шума, тем чаще он будете отвлекаться, переключаться и терять на этом свои ресурсы.

Срочные оповещения

Уведомления отвлекают от работы и заставляют человека перестраиваться. Вадим Макишвили советует задать себе вопрос: точно ли эти сообщения нужны в тот момент, когда они приходят? Не всегда получается замьютить все источники оповещений, но полезно выделить приоритетные.

К примеру, для себя он выделил три типа сообщений, о которых хочет знать сразу:

  • сообщения от жены и дочки;
  • оповещения о продукте в продакшене, за который он отвечает, чтобы быстро узнать о проблемах и поднять систему;
  • оповещения о продукте, который выходит в продакшен, чтобы быстро среагировать на неполадки в процессе выхода.

Остальные сообщения — триггеры, которые переключают внимание, перестраивают на другую нейронную сеть, заставляют тратить лишние ресурсы и быстрее уставать.

Обучение

Программисту, оптимизатору и другим веб-мастерам приходится постоянно учиться, чтобы не отставать от развивающейся сферы. Многие предпочитают повышать навыки на работе — фоном к выполнению рабочих дел включают вебинары и подкасты.

Такой подход мешает и работать, и учиться: когда человек слушает подкаст, у него активизируется сеть выявления значимости, а когда пишет код, то исполнительская сеть. И они не могут работать одновременно, поэтому постоянно переключается. Человек то слушает подкаст, то программирует, и рассеивает внимание.

На эффективность влияют и другие факторы, но в целом они попадают под эти же принципы. Комфортная жизнь возможна в узких диапазонах концентрации веществ и информации, которую мы потребляем, поэтому избыток контента и быстрая смена деятельности заставляет переключать функциональные сети и тратить много ресурсов.

Так что не надо пытаться дать себе больше нагрузки и стать эффективнее за счет усиленной траты энергии. Если мы научимся эффективно пользоваться своим мозгом, то восстановим свою эффективность до нормального уровня.

Список литературы, ссылки на статьи с исследованиями и дополнительные материалы собраны в файле по ссылке.

Если вам интересно узнать о работе мозга немного подробнее и услышать больше примеров, посмотрите видеозапись лекции Вадима Макишвили «42» на конференции Яндекса YaTalks:


Источник

Добавить комментарий

Adblock
detector